
Всем известно и понятно, что на безопасность дорожного движения большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, и мест стоянки автомобилей. Именно поэтому при проектировании устройства наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:
- нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных установок;
- рациональное использование электроэнергии, т.е. экономичность;
- надежность работы осветительных установок;
- удобство обслуживания и управления осветительными установками;
- безопасность обслуживающего персонала и населения;
Используемые в осветительных установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям стандартов, техническому напряжению сети, условиям окружающей среды. Все нормы заданных основных показателей наружного освещения должны быть одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.
Основным нормативным документом Украины, регламентирующим нормы освещённости для уличного освещения, являются украинские строительные нормы и правила - ДБН В.2.5-28-2006 "Природное и искусственное освещение". Нормы освещенности обязательны для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа. Освещение улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог с регулярным транспортным движением в городской местности должно соответствовать требованиям освещенности согласно СНиП 23-05-95.
Требуемые значения яркости и освещенности дорожного покрытия улиц, площадей и дорог
По характеру требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории:
А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.;
Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.;
В - улицы и дороги местного значения.
Категория улиц | Наименование объекта | Наибольшая интенсивность движения в обоих направлениях, ед./ч | Средняя яркость покрытия*, L, кд/м2 | Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
---|---|---|---|---|
А | Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения | Свыше 3000 | 1,6 | 20 |
От 1000 до 3000 | 1,2 | 20 | ||
От 500 до 1000 | 0,8 | 15 | ||
Б | Магистральные улицы районного значения | Свыше 2000 | 1,0 | 15 |
От 1000 до 2000 | 0,8 | 15 | ||
От 500 до 1000 | 0,6 | 10 | ||
Менее 500 | 0,4 | 10 | ||
В | Улицы и дороги местного значения | 500 и более | 0,4 | 8 |
Менее 500 | 0,3 | 6 |
*кд/м2 – уровень освещенности на 1 квадратный метр, измеряется в Канделах. Кандела (от лат. candela — свеча) — единица силы света, одна из семи основных единиц Международной системы единиц (СИ). Определена как «сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение. Международное обозначение — cd, русское — кд.
Примечания:
1. Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 кд/м2 в черте города и 1,0 кд/м2 вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам.
2. Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/м2, или 10 лк.
3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности.
4. Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее одной трети от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
5. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п.